Сплошным ледяным
полям соответствует так называемое ледяное небо - характерное белесоватое отсвечивание на нижних слоях облаков надо льдами, расположенными за
границей видимости. Ледяное небо особенно хорошо заметно в темную облачную ночь, когда при
высокой прозрачности воздуха ледяной отблеск бывает виден миль за 20. Покрытые снегом берега, когда еще на море нет льдов, иногда видны за 50
- 60 миль.
Небольшие разводья можно преодолеть на спасательной лодке или использовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую
льдину, отталкиваясь от окружающих льдин палкой или ножом. Но переправа через участки открытой воды - крайняя мера. Их лучше обойти или
переждать, пока образуется прочный лед. Процесс льдообразования идет довольно быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха. Так,
прирост льда (при начальной толщине 10 см) составляет при температуре минус 5° всего 0,6 см, с понижением температуры до минус 25° - 2,9
см, а, например, при минус 40° -4, 6 см за сутки (Зубов, 1945).
В соответствии с формулой, выведенной Н. М. Коруновым, предельная статистическая нагрузка р (в тоннах) связана, с толщиной льда
(Н) :
Н = 17,3 Yp.
Коэффициент 17,3 включает в себя <среднюю площадь опоры. Если принять вес человека с грузом за 200 кг, то Н = 8,5 см. Однако,
чтобы избежать случайностей, абсолютно надежным следует считать лед толщиной не менее 15-2 0 см.
Молодой, свежеобразовавшийся лед отличается от старого более темной окраской и тонким, ровным снежным покровом без застругов и
надувов. Участки молодого льда рекомендуется преодолевать по одному, страхуя идущих с помощью веревки. При этом снаряжение, погруженное в спасательную лодку, следует оставить на краю старого льда. Но если лед
неожиданно провалился, надо постараться принять горизонтальное положение, а в качестве опоры использовать нож, воткнув его в лед. Этот
простой способ не раз спасал жизнь людям, провалившимся под лед. Выбравшись из воды, человек должен, несмотря на холод, немедленно
раздеться, выжать одежду и развести, если возможно, костер. Опытные полярники считают, что, как ни страшна перспектива раздевания на
морозе, она более безопасна, чем продолжение перехода в мокром обмундировании.
Особую опасность представляют торошения льда и быстрые разломы ледяного поля. При
первых признаках торошения (скрежет льда, образование разломов и нагромождений льдин) переход немедленно прекращается, и после оценки
обстановки люди должны покинуть опасный участок, выбрав направление, где ледяное поле находится в спокойном состоянии. При быстрых разломах
поля, когда края его могут разойтись на расстояние в несколько десятков метров, разъединив членов группы, действия не должны быть излишне
поспешными. Следует оценить создавшуюся обстановку, определить возможность обхода
образовавшегося разводья и лишь в крайнем случае прибегнуть к помощи надувной лодки. Зимние
переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром, который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат гурии -
искусственные груды камней, сложенные на берегу в качестве опознавательного знака. Нередко в гурии находится банка с запиской, из которой
можно получить ценную информацию, необходимую для принятия решения и определения дальнейших действий.
Особенно опасен переход во время пурги. Сильный, пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание, человек
быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/сек темп движения снижается с 5 до 0,5 - 1 км/час.
Воздействие низких температур в сочетании с сильным ветром ведет к быстрому увеличению энерготрат. Например, при ходьбе при
встречном ветре они возрастают до 645 ккал/час. В результате организм, расходуя тепло, быстро охлаждается. Так, у испытуемых, участвовавших
в 40-часовом переходе по тундре при температурах воздуха минус 15 - 40° и ветре, достигавшем порывами до 20 м/сек, температура тела
снизилась с 37 до 35,4°. Кроме того, при скорости ветра свыше 10 м/сек нормальное дыхание нарушается, поскольку воздушный поток затрудняет
акты вдоха и выдоха. Но что самое главное, в пургу люди лишаются способности здраво осмысливать создавшееся положение, теряют ориентировку
и в результате легко становятся жертвами мороза. <Не подлежит сомнению,- писал известный английский полярник Роберт Скотт,- что человек в
пургу должен поддерживать не только кровообращение в своих членах, но и бороться против онемения мозга и отупения рассудка, грозящих
роковыми последствиями>. Один из участников экспедиции Р. Скотта, врач Э.Аткинсон, во время пурги отошел на несколько метров от домика,
чтобы сделать замер температуры, и тут же сбился с пути. В течение 6 часов бесцельно бродил он в непроглядной снежной мгле, то ложась, то
снова вставая, то петляя из стороны в сторону. Только счастливая случайность спасла его от верной гибели. Арктика знает немало трагических
случаев, когда люди, заплутавшись в пургу, замерзали у самого порога своего дома.
Вот почему опытные полярники считают, что при первых признаках пурги - усилении ветра и снегопада - следует немедленно прекратить
переход и укрыться в снежном убежище до окончания непогоды. <Лучшее и самое верное средство
против пурги при любых условиях - переждать ее>, - советует Ушаков. В теплое время года
переходы по дрейфующему льду осложняет талая вода. Дно бесчисленных снежниц изобилует впадинами, неровностями, на которых легко
поскользнуться, получить травму или в лучшем случае основательно промокнуть. В летней тундре
поверхностный слой почвы, оттаяв под лучами солнца, превращается в вязкое, труднопроходимое болото, а бесчисленные ручейки и речушки
заставляют часто менять направление, что удлиняет маршрут и увеличивает утомление. Обстановка усугубляется частыми дождями и туманами,
усложняющими ориентирование и препятствующими определению местонахождения по небесным светилам.
|