Выживание в экстремальных условиях природной среды...

 

 

Выживание в холодной воде.

 

В апреле 1912 г. гигантский лайнер <Титаник>, следовавший из Ливерпуля в Нью-Йорк, столкнулся в Атлантическом океане с айсбергом и затонул. Прошло всего 1 час 50 минут, как спасательные суда, приняв сигнал бедствия, уже прибыли на место катастрофы. Они подняли на борт людей, находившихся на шлюпках. Но ни одного из 1489 пассажиров, оказавшихся в воде, спасти не удалось.  

Из 720 погибших во время авиационных катастроф американских рейсовых самолетов за 10 лет (с 1954 по 1964 г.) 71 человек стал жертвой холодной воды.

Во время второй мировой войны 42% немецких летчиков, сбитых над арктическим водным бассейном, погибало от переохлаждения за 25 - 30 минут.

Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°. Однако даже наиболее теплые поверхностные воды Мирового океана в тропической зоне имеют температуру 29 - 30°. При этой температуре, по данным медицинского исследовательского института ВМФ в США, теплопотери обнаженного человека не являются ограничивающим фактором только в течение первых 24 часов. Вместе с тем более 77% поверхностных вод Атлантического океана, 62% - Индийского и 59% - Тихого имеют температуру ниже 25°. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев время безопасного пребывания людей, оказавшихся в воде в результате тех или иных коллизий, будет ограничено скоростью охлаждения организма. Поскольку теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22° человек за 4 минуты теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.  

Конечно, скорость этого процесса зависит не только от температуры воды. Важное значение будет иметь физическое состояние человека и его индивидуальная устойчивость к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя. Последнему фактору некоторые физиологи придают большое значение.

Так, путем экспериментальных исследований было установлено, что теплопроводность участка свежевырезанной поверхности ткани человека с жировой прослойкой 1 см составляет 14,4 ккал/кв. м/час/°С, теплопроводность участка, лишенного подкожно-жировой клетчатки, - 39,6 ккал/кв. м/ час/0С. Ученым удалось выявить линейную зависимость между скоростью охлаждения и толщиной подкожно-жировой клетчатки у человека.

 

Важная роль в активном снижении тепло-потерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке  (Beck-man, Reevs, 1966).

Достаточно кратковременного пребывания в воде с низкой температурой, чтобы наступили отчетливые нарушения в деятельности организма. Так, у 124 испытуемых, помещенных в ледяную воду, через 240 секунд скорость восприятия снизилась с 4,3 + 0,1 до 2,9 +0,1 бит*. Скорость письма замедлилась с 51,3 + 1,3 до 221,9 + 18 секунд. При этом существенно изменился почерк, увеличилось число пропусков и повторений слов, удлинились разрывы между буквами (Чусов, 1977).

Уже при температуре воды 24° время безопасного пребывания измеряется всего 7- 9 часами, при 5 - 15° оно уменьшается вдвое. Температура 2 - 3° оказывается смертельной через 10 - 15 минут, а при минус 2° - не более 5 - 8 минут. Конечно, эти сроки не абсолютны и могут варьировать в ту или иную стороны. По данным Р. Мак-Кенса, во время морских катастроф, происшедших в районах с низкой температурой воды (минус 1,1-плюс 9°) , гибель матросов и пассажиров наступала в течение 5-2 0 минут. П. Вай-тингем, Е. Ферруджиа и другие считают, что при температурах 0 - 10° время безопасного пребывания ограничивается 20 - 40 минутами. Однако при отсутствии необходимой медицинской помощи жертвы кораблекрушений, добравшиеся до шлюпок, в 17% случаев погибают в последующие 8 - 12 часов от расстройств дыхания и кровообращения.  

Основной причиной смерти людей в холодной воде является переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно, чтобы возместить теплопо-тери.

Однако смерть настигает человека, оказавшегося в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение.  Причиной ее может быть своеобразный <хо-лодовый шок>, развивающийся иногда в первые 5 - 15 минут после погружения в воду, или нарушение функции дыхания, вызванное мас-сирным раздражением Холодовых рецепторов кожи. Крайне осложняет спасение человека в холодной воде быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

И в то же время можно привести примеры поразительной устойчивости человека к холодной воде.

1 марта 1895 г. Фритьоф Нансен и Фридрих Иогансен, покинув дрейфующий во льдах <Фрам>, отправились на лыжах к Северному полюсу. Встреченные на 80° с. ш.  непроходимыми льдами, они повернули обратно. Перезимовав на одном из островов Земли Франца-Иосифа, путешественники двинулись на юг. После многодневнего пути по дрейфующим льдам они добрались до края ледяного поля. Между ними и ближайшей сушей лежали десятки миль чистой воды. Спустив на воду нарты-каяки, они только к вечеру пристали к льдине, чтобы поразмяться. Но не успели взобраться на торос, как вдруг Иогансен воскликнул: <Каяки уносит!> Путешественники бросились вниз, но каяки отплыли уже на несколько десятков метров и быстро удалялись.

  - Держи часы! - крикнул Нансен, сбрасывая с себя на бегу одежду, чтобы легче было плыть.

Вот как описывает Ф. Нансен дальнейшие события:

<Снять с себя все я, однако, не рискнул, боясь закоченеть. Я прыгнул в воду и поплыл. Ветер дул со льда и без труда уносил каяки с их высокими снастями. Они отошли уже далеко и с каждой минутой уплывали дальше. Вода была холодная, как лед, плыть в одежде было очень тяжело, а каяки все несло и несло ветром, куда быстрее, чем я мог плыть. Казалось более чем сомнительным, чтобы мне удалось их догнать. Но вместе с- каяками уплывали все наши надежды: все наше достояние было сложено в каяках, мы не взяли с собой даже ножа.  Так не все ли равно: пойду я, окоченев, ко дну или же вернусь назад без каяков? 

Я напрягал все силы, устав, повернулся и поплыл на спине... С каждой минутой, однако, руки и ноги коченели, теряли чувствительность. Я понимал, что скоро уже не в силах буду двигать ими. Но теперь было не так далеко. Только бы выдержать еще немного, и мы будем спасены... И я держался. Вот наконец я смог достать одну из лыж, лежавшую поперек кормы.  Я ухватился за нее, подтянулся к краю каяка и подумал: <Мы спасены>. 

Затем я попытался влезть в каяк, но закоченевшее тело не слушалось меня.  Через несколько секунд удалось-таки закинуть одну ногу за край стоявших на палубе нарт и кое-как вскарабкаться наверх. И вот я на каяке. Тело окоченело до такой степени, что я почти не в силах был грести... Я дрожал и стучал зубами, готовый потерять сознание, но продолжал все же работать веслами, смутно понимая, что смогу согреться к тому времени, когда пристану ко льду>. 

Иогансен сделал все, что мог, чтобы согреть товарища, и скоро горячий суп из кайры изгладил все следы происшествия, чуть было не ставшего роковым для героических норвежцев.

В литературе описано немало случаев длительного пребывания человека в холодной воде при температуре, близкой к нулю, без каких-либо серьезных последствий от переохлаждения. 

В ноябре 1962 г. летчик И. Т. Куницын, катапультировавшийся после аварии самолета над Баренцевым морем, в течение 12 часов греб руками, добираясь до ближайшего островка на спасательной надувной лодке. Не обнаружив на нем никаких средств для поддержания жизни, он снова отправился в путь, продолжавшийся около 40 часов.  Несмотря на низкую температуру воздуха и воды (4 - 6°) , мокрую одежду, у него на третьи сутки после спасения было установлено лишь умеренное общее охлаждение организма, ознобление и отморожение первой степени верхних и нижних конечностей. 

Еще более поразительным является случай с летчиком Валентином Смагиным, который академик АМН СССР Г.Сидоренко отнес к <исключительным в медицинской практике. И исключительность эта, без сомнения, следствие необычайных волевых качеств офицера>.

Заполярная осень уже вступила в свои права. Экипаж, выполнив задание, возвращался на свой аэродром. Вдруг в наушниках коротко, как удар хлыста, прозвучал дважды повторенный приказ командира:

 

 
ВЫЖИВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Средства связи
Ориентирование
Аварийный запас
Средства сигнализации
Питание в условиях автономного существования
Аварийный запас пищи
Водообеспечение
Медицинская помощь в условиях автономного существования
АРКТИКА
Земли Арктики
Автономное существование в Арктике
Энерготраты и питание в Арктике
Водно-солевой обмен в Арктике
Переход в Арктике
Лечение заболеваний в Арктике
ТАЙГА
Автономное существование в Тайге
Питание в Тайге
Переход в Тайге
Лечение заболеваний в Тайге
ПУСТЫНЯ
Автономное существавание в Пустыне
Тепловое состояние
Водообеспечение в Пустыне
Аварийный запас в в Пустыне
Обеспечение питанием
Переход в Пустыне
Лечение заболеваний в Пустные
ДЖУНГЛИ
Автономное существавание в Джунглях
Тепловой обмен в тропиках
Водообеспечение в Джунглях
Питание в Джунглях
Переход в Джунглях
Лечение заболеваний в Джунглях
ОКЕАН
Автономное плавание в Океане
Сигнализация и связь
Водообеспечение в Океане
Выживание в холодной воде
Питание в условиях плавания
Лечение заболеваний
Ядовитые медузы
Морские змеи
Ядовитые рыбы
Ядовитые моллюски
Профилактика и лечение
Хищные морские животные
Помощь. Барракуды и мурены
Высадка на берег
Карта сайта
Hosted by uCoz