Выживание в экстремальных условиях природной среды...

 

 

Человек в условиях автономного существования в Арктике.

 

Человек может оказаться в условиях автономного существования в Арктике в силу самых различных обстоятельств.  История полярного мореплавания знает немало случаев, когда люди после гибели корабля, затертого льдами, оставались один на один с Арктикой. Свидетельство тому драматическая судьба экипажей <Жанетты> и <Святой Анны>, <Геркулеса> и ' Карлу-ка>. С героическим подвигом советских людей связано имя ледокольного парохода <Челюскин>. Затертый льдами в Чукотском море, 13 февраля 1934 г. корабль затонул, и среди ледяных просторов остались сто два человека. Возглавляемые известным советским ученым О. Ю. Шмидтом, полярники организовали на дрейфующих льдах лагерь.  Только 13 апреля из лагеря были вывезены последние челюскинцы - капитан В. И. Воронин и радист Э. Т. Кренкель. Блестящее мастерство летчиков А. В. Ляпидевского, С. А. Леваневского, В. С. Молокова, Н. П. Каманина, М. Т. Слепнева, М. В. Водопьянова и И. В. Доронина, первыми удостоенных за свой подвиг звания Героев Советского Союза, мужество, выдержка и организованность полярников помогли одержать победу над Арктикой.

С быстрым развитием воздушного транспорта в Арктике возросло значение проблемы спасения экипажей и пассажиров в случае вынужденной посадки на лед в высокоширотных районах Арктики. 

<Вполне естественно, что мысль о месте спуска всегда занимает авиатора. Моторы могут закапризничать в любое время, и, если в этот момент нет места для спуска, ему придется плохо. Но все равно: куда ни кинь взгляд, нигде не было ни малейшего признака удобного для спуска места. Повсюду лед больше походил на огромное количество отдельных небольших участков, рассеянных по всей поверхности без конца, без края. А между всеми этими участочками воздвигнуты высокие каменные заборы>-так писал Руал Амундсен после первого в мире полета до 88° с. ш., совершенного в 1925 г. 

Впрочем, знаменитый норвежский полярник ошибался в столь категоричном суждении. Ледяные поля местами представляют собой настоящие природные взлетно-посадочные полосы. Но как отыскать такую ровную, лишенную препятствий льдину, если надувы и торосы, ропаки и трещины - все окрашено в однообразный белый цвет и все неразличимо? Да к тому же казалось невозможным определить с воздуха, насколько прочна льдина, выдержит ли она вес многотонной машины. Эти обстоятельства ставили под сомнение возможность посадки самолета на дрейфующий лед в высокоширотных районах Арктики. 

Однако советские полярные летчики полностью опровергли доводы скептиков.  В мае 1937 г. Герои Советского Союза М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков и И.П. Мазурук <приземлились> на ледяное поле у Северного полюса, осуществив высадку советской дрейфующей станции <Северный полюс>.

В послевоенные годы летчики - участники советских высокоширотных воздушных экспедиций - совершили сотни посадок на льдины, выбранные с воздуха, в различных районах Ледовитого океана. Весной 1951 и 1952 гг. ряд посадок на неподготовленные льдины совершили также американские летчики, участники высокоширотных воздушных океанографических экспедиций <Скиджамп-1> и <Скид-жамп-2>.

Таким образом, опыт показывает, что в случае необходимости летчик может посадить самолет на неподготовленную льдину, сохранить машину и спасти жизнь экипажу и пассажирам. Парашют в Арктике такое же надежное средство спасения, как в любой другой климатической области земного шара. Впервые парашютный прыжок в Арктике осуществил врач Павел Буренин. В июне 1946 г. он прыгнул с парашютом на прибрежный лед о. Бунге (Новосибирские о-ва) и, несмотря на сложные условия, благополучно приземлился и прооперировал пострадавшего зимовщика полярной станции.

Возможность совершения прыжков с парашютом на дрейфующий лед в высокоширотных районах Арктики доказана советскими парашютистами мастером спорта А. П. Медведевым и врачом В. Г. Воловичем. 9 мая 1949 г. в 13 часов 05 минут они покинули борт самолета на высоте 600 м и приземлились на Северном полюсе на дрейфующую льдину.

Конечно, теплая, громоздкая полярная одежда несколько стесняет действия парашютиста, затрудняя управление куполом, однако главные трудности возникают при приземлении. Однообразный белый цвет ледяного поля сглаживает все неровности, делает невидимыми препятствия вроде торчащих ропаков и нагромождений торосистого льда. Это, естественно, осложняет выбор безопасной площадки. 

Где бы ни оказались люди, терпящие бедствия,-среди льдов в высокоширотных районах Арктики или в заснеженной тундре, - главным их врагом с первой же минуты становится холод. Борьба с холодом, с воздействием на организм низких температур - важнейшая проблема автономного существования человека в Арктике. 

Совершенно очевидно, что большое значение в предупреждении поражений холодом будет играть одежда. Чем она теплее, тем дольше может выдержать человек полярную стужу. Не случайно арктическая одежда изготавливается из материалов, обладающих низкой теплопроводностью и высокой воздухонепроницаемостью.

Существует прямая зависимость времени, в течение которого организм человека сохраняет тепловой комфорт, от величины температуры окружающей среды и теплоизолирующих свойств одежды. 

Например, человек, одетый в летный комбинезон, при температуре минус 5° будет испытывать состояние теплового комфорта не более получаса. Столько же времени пройдет, если его одеть в шерстяное белье и ватную куртку при наружной температуре минус 30° или в комплект, состоящий из шерстяного белья, шерстяного свитера и меховой куртки с брюками, при температуре минус 50°. Если куртку покрыть водоветронепроницаемой тканью и снабдить теплой подстежкой, человек начнет мерзнуть через 45 - 60 минут. Таким образом, даже самая теплая одежда может обеспечить поддержание положительного теплового баланса при отрицательных температурах внешней среды лишь строго ограниченное время.  Рано или поздно теплопотери окажутся больше, чем теплопродукция, и начнется охлаждение организма. Американский физиолог С. Лутц считает, что этот процесс начинает быстро развиваться уже при температуре -12°.

Людям, терпящим бедствие, следует поторопиться со строительством временного убежища.

Для этой цели в их распоряжении самый идеальный строительный материал - снег.  Его легко пилить, резать. Снежным глыбам можно без усилий придавать любую форму, <на ходу> изменять размеры. Блоки из снега не скользят благодаря его липкости и, приложенные один к другому, через 5-1 0 минут образуют единый монолит. Но главное то, что снег - отличный теплоизолятор из-за высокого содержания воздуха (до 90%), заполняющего пространство между снежными кристаллами. Вследствие этого температура воздуха в снежных убежищах обычно на 15 - 20° выше наружной. А при кратковременном (3- 4 часа) обогреве стеариновой свечой или таблетками сухого горючего температуру воздуха в снежной пещере удавалось поднять до 0°, а в иглу до минус 3°, в то время как термометр, висевший снаружи, показывал 18 - 27° мороза. 

Обкладка из снежных кирпичей значительно утепляет любую походную палатку.  С помощью такой обкладки толщиной в 40 - 60 см нам на дрейфующих станциях удавалось сохранять температуру в палатке КАППЫ на 15° выше наружной, не прибегая к нагревательным приборам.

 

 
ВЫЖИВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Средства связи
Ориентирование
Аварийный запас
Средства сигнализации
Питание в условиях автономного существования
Аварийный запас пищи
Водообеспечение
Медицинская помощь в условиях автономного существования
АРКТИКА
Земли Арктики
Автономное существование в Арктике
Энерготраты и питание в Арктике
Водно-солевой обмен в Арктике
Переход в Арктике
Лечение заболеваний в Арктике
ТАЙГА
Автономное существование в Тайге
Питание в Тайге
Переход в Тайге
Лечение заболеваний в Тайге
ПУСТЫНЯ
Автономное существавание в Пустыне
Тепловое состояние
Водообеспечение в Пустыне
Аварийный запас в в Пустыне
Обеспечение питанием
Переход в Пустыне
Лечение заболеваний в Пустные
ДЖУНГЛИ
Автономное существавание в Джунглях
Тепловой обмен в тропиках
Водообеспечение в Джунглях
Питание в Джунглях
Переход в Джунглях
Лечение заболеваний в Джунглях
ОКЕАН
Автономное плавание в Океане
Сигнализация и связь
Водообеспечение в Океане
Выживание в холодной воде
Питание в условиях плавания
Лечение заболеваний
Ядовитые медузы
Морские змеи
Ядовитые рыбы
Ядовитые моллюски
Профилактика и лечение
Хищные морские животные
Помощь. Барракуды и мурены
Высадка на берег
Карта сайта
Hosted by uCoz