Сигнализация и связь.
Чтобы привлечь
внимание проходящих судов, самолетов, на спасательных лодках и плотах всегда хранится запас сигнальных средств: ракет, дымов, фальшфейеров. Но
ими надо пользоваться разумно, лишь тогда, когда есть полная уверенность, что сигнал бедствия будет замечен. Днем это надо делать только
тогда, когда судно подойдет на расстояние 4- 6 км. В ночное время ракеты и сигнальные огни хорошо видны с дистанции 12-18 км. Чтобы частицы
горящего вещества из фальшфейера или сигнального патрона не попали на ткань плота и не прожгли ее, патрон держат на вытянутой руке за бортом с
подветренной стороны.
При работе с аварийной радиостанцией следует тщательно оберегать ее от попадания воды. Морская соль, отложившись на сочленениях
телескопической антенны, на местах стыковки кабеля может серьезно нарушить работу станции и даже вывести ее из строя.
Для подачи сигнала бедствия самолету пользуются специальными красящими порошками - флуоресциином, уранином. Пакет с порошком, освобожденный от водонепроницаемой оболочки, привязывают шнурком к поручню или петле и
опускают за борт. Порошок, быстро растворяясь в воде, образует на ее поверхности ярко-зеленое флуоресцирующее пятно. Оно отчетливо видно с
высоты 3 тыс. м и порой замечается раньше, чем плот или лодка. В штилевую погоду цветное пятно держится 2- 3 часа, однако стоит усилиться
ветру и волнению и оно исчезает через 15 - 20 минут.
Весьма эффективным в условиях плавания в океане оказывается сигнальное зеркало. Вспышки <солнечного зайчика> принимаются на
расстоянии 10 - 15 км.
Автономное плавание в океане.
Как долго может
продержаться человек на спасательных плавсредствах в океане при ограниченных запасах пищи и воды? Во время автономного плавания ему при дется противостоять не только разбушевавшимся стихиям. Ему будут
угрожать солнце и холод, голод и жажда. Однако не они зачастую ведут к трагическому исходу.
Тысячи людей, оказавшихся на спасательных шлюпках и плотах, умирают, даже не израсходовав запасов воды и пищи. Что же стало причиной их
гибели? <Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда!
Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха> - к такому выводу пришел французский врач Ален Бомбар, изучив
многочисленные случаи морских катастроф. И вот, чтобы доказать, что главным оружием человека в борьбе с океаном являются мужество, воля,
уверенность в благоприятном исходе автономного плавания, он отважно пустился в путь по волнам океана без пищи и воды. На маленькой надувной
резиновой шлюпке, названной <Еретик>, Бомбар 19 октября 1952 г. покинул порт Лас-Пальмас на
Канарских о-вах, держа курс к берегам Америки. 65 суток, полных опасностей и лишений, питаясь
лишь пойманной рыбой, утоляя жажду рыбьим соком и дождевой водой, провел он в океане. С честью выдержав все испытания, Бомбар 23 декабря 1952
г. ступил на берег острова Барбадос.
А ровно три года спустя по пути Бомбара отправился из Лас-Пальмаса на пироге либерийский врач Ханнес Линдеманн. Два с лишним
месяца длилась борьба мореплавателя с океаном. Но одержанная победа не удовлетворила отважного либерийца. Прошел всего год, и он снова вышел в океан на пятиметровой байдарке навстречу опасностям. Тяжелые
испытания выпали на его долю. 15 декабря шквал опрокинул маленькую <Либерию-Ш>, и лишь к утру ценой невероятных усилий, почти теряя
сознание, Линдеманну удалось перевернуть байдарку и взобраться в нее. Истощенный, до предела измученный, он упорно боролся за жизнь. И
победил.
Через 72 дня он высадился на о. Сен-Мар-тён и после двухдневного отдыха двинулся дальше, к конечной цели путешествия - о.
Сент-Томас.
Плавания А. Бомбара и X. Линдеманна - это гимн человеческому мужеству и бесстрашию. Они шли на смертельный риск во имя высокой
гуманной цели, во имя спасения человека. И возможно, их героический пример вдохновил на борьбу немало людей, которых случай поставил <один на
один> с океаном. И таких примеров вписано немало в летопись мореплавания.
Всему миру стал известен подвиг четырех советских воинов - Асхата Зиганшина, Филиппа Поплавского, Анатолия Крючковского и Ивана
Федотова, унесенных в Тихий океан на самоходной барже. 49 суток в зимнем штормующем океане провели они почти без воды и пищи и все же
выстояли до конца.
Поразительную стойкость и мужество проявили супруги Бейли. Потеряв при столкновении с китом свою яхту <Орилин>, они оказались
вдвоем среди океана на крохотной резиновой лодочке. 117 дней скитались они по волнам, прежде чем их подобрал проходящий мимо теплоход. 38
суток вела неравную борьбу с океаном семья английского фермера Робертсона. 47 суток в океане сражались со смертью три уроженца острова
Рота. Благополучно закончился месячный дрейф бразильского рыбака Эугение Алмиано. 24-дневные испытания голодом и жаждой выдержал экипаж
яхты <Бичкам-бер>, спасенный советским теплоходом <Шота Руставели> в Тихом океане.
|