Переход в Арктике.
Жестокий мороз,
пронзительный, сбивающий с ног ветер, слепящая метель, многочисленные препятствия создают немало трудностей в походе, преодоление которых
требует напряжения всех сил и большой выносливости.
При подготовке к переходу особое внимание уделяется подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое уязвимое место
полярного путешественника. Для утепления обуви обычно используются всевозможные стельки из фетра, войлока, сенной травы и т. п. В условиях
автономного существования весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо ткани, которые
надеваются поверх обуви и благодаря образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность ее относительно теплой. Образующийся водяной пар
конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая превращается в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь. Чтобы
сохранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из пластика, а затем вторую пару носков. Образующееся <мертвое>
воздушное пространство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
Очень важно утеплить голову и лицо, так как на них приходится значительная часть теплоотдачи организма. При температуре минус 4°
теплоотдача с головы составляет почти 50% всей теплоотдачи человека в состоянии покоя. По данным П. Бобста, теплопотери с незащищенной
головы при температуре воздуха минус 5° могут составить около половины общей теплопродукции организма, а при минус 15° - почти три
четверти.
По плотному, ровному снежному насту можно идти со скоростью 5- 6
км/час.
Советская спортивная экспедиция, стартовавшая 16 марта 1979 г. с о-ва Генриетты, преодолев около 2 тыс. км по дрейфующим льдам
Северного Ледовитого океана, на семьдесят шестые сутки, 31 мая, достигла Северного полюса. Средняя скорость движения на лыжах составляла 3
- 3,5 км в час. Максимальная протяженность пути, пройденного за десять пятидесятиминутных
переходов, достигала 38 км в сутки. Совершенно очевидно, что скорость движения снижалась до сотен и даже десятков метров в час на участках
с торосистым льдом. Таким образом, если учесть, что даже при высочайшей спортивной подготовке участников полярной экспедиции скорость их
движения на лыжах была относительно небольшой, уход терпящих бедствие с места аварии можно рекомендовать лишь в самом крайнем
случае.
Большую сложность во время переходов представляет
ориентирование, поскольку обычный магнитный компас в высоких широтах дает большие отклонения и ошибка в ориентировании может составить более
10°. Известно, что на стрелку компаса воздействует сила земного магнетизма, которая складывается из горизонтальной и вертикальной
составляющих. С увеличением широты сила горизонтальной составляющей постепенно ослабевает, она не может удержать стрелку в направлении север -
юг, и показания компаса искажаются.
Среди бесконечного заснеженного пространства тундры, однообразного белого ландшафта высокоширотных арктических районов, где
ровные, как стол, ледяные поля прерываются беспорядочными грудами бело-голубых торосов, нет ни одного темного пятнышка, которое могло бы
служить ориентиром. Из-за этого человек порой совершенно теряет представление о расстоянии.
Помощь в ориентировании могут оказать снежные надувы, сохраняющие определенную конфигурацию под воздействием господствующих
ветров. По ним можно выдерживать направление движения, а иногда даже определиться по странам света. Наиболее узкой, низкой своей частью надувы располагаются с наветренной стороны и, постепенно повышаясь,
круто обрываются с подветренной. Таким образом, на арктических островах, где преобладают восточные ветры, обрывистая сторона надува будет
обращена к западу; в высокоширотных арктических районах, для которых характерны южные ветры, она укажет направление на север.
Немало помех в Арктике создает рефракция, вызванная разностью температур нижних слоев воздуха и воды. Луч зрения, проходя через
среды различной плотности, преломляется в горизонтальном и вертикальном направлениях, искажая наблюдаемые на горизонте предметы. Вследствие
рефракции видимый горизонт понижается или, что бывает чаще, повышается. Признаком появления миража обычно служит волнообразное дрожание
горизонта, возникновение в атмосфере легкой мглы. <Рефракция настолько сильна, - записал я в
дневнике 23 сентября 1954 г., - что вся западная сторона горизонта кажется теперь окруженной барьером из гранитных столбов, будто совсем
недалеко от нас поднял ледяные берега вынырнувший из океана остров>.
Веселую шутку сыграла рефракция с датскими полярными исследователями Унтером и Поульсеном. Однажды они увидели на пригорке
мускусного быка. <В каждом мгновенно проснулся охотник, оба поползли на брюхе по всем правилам искусства, укрываясь в русле высохшей
речонки. Наконец приблизились к ничего не подозревавшему животному на расстояние выстрела и
уже подняли ружья, как вдруг - что такое? Никак у животного хвост? И впрямь оно вдруг замахало хвостом, громко залаяло и бросилось
навстречу бравым охотникам, которые, наверное, готовы были спрятаться в мышиную норку, убедившись, что зверь, к которому они так осторожно
подползли, - одна из их собственных собак>.
Арктический туман тоже зачастую невероятно
искажает предметы и пейзажи. <Низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги высокими вершинами, а отдельные маленькие камни или даже
помет песца чуть ли не скалами>.
Участники экспедиции <Комсомольской правды> рекомендуют во время переходов по дрейфующим льдам для обеспечения безопасности и
выбора наиболее удобного маршрута вести специальную разведку группой из двух человек. Разведчики уточняют состояние маршрута, наличие
проходов в полях взломанного льда, в грядах торосов, места сужения разводий, определяют необходимость использования плавсредств для
преодоления обширных полыней и т.д. Преодоление препятствий на маршруте требует знания определенных правил и приемов. Небольшие 2 -
3-метровые трещины можно просто перепрыгивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную сторону, 4 - 6-метровые
участки, заполненные снежной кашей (снежурой), переходят с помощью <снежного моста> из больших глыб и обломков льда. Если путь преграждает
высокая гряда торосов, лучше всего попытаться обойти ее или отыскать в радиусе 300 - 500 м проход. Преодолевать гряду надо не торопясь,
соблюдая максимальную осторожность, так как глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом положении, и, обрушившись под ногами, могут
причинить серьезную травму (перелом, вывих, растяжение связок).
Но пожалуй, самым сложным и порой непреодолимым препятствием является открытая вода - разводья и полыньи. Узнать о них можно
заранее по цвету неба, в котором, словно в гигантском зеркале, отражается поверхность океана.
Об открытой воде всегда предупреждает водяное небо - темные пятна на низких облаках. Нередко испарения воды, сгущаясь в холодном
воздухе, образуют над разводьями густой черно-бурый туман, напоминающий дым лесного пожара.
|