<Например, в пустыне ведущими будут действия по защите от
обезвоживания, перегрева и по добыванию воды, в Арктике на первое место выступит борьба с холодом, в джунглях усилия людей должны быть в
первую очередь направлены на предупреждение теплового изнурения и тропических заболеваний и т. д.
Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек,
непривычный к этим условиям, попадающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств, оказывается в значительно меньшей
степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.
Поэтому, чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем большего напряжения требует
борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.
Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях: пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом
общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении
его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни
человеку не приходится ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к
врачам.
При автономном существовании в безлюдной местности подобная житейская философия, выработанная цивилизацией, совершенно
неприемлема, так как удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда превращается в трудноразрешимую проблему. Вопреки
приобретенному многолетнему опыту жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев (образования, профессиональных навыков,
материального положения и т. п.), а от совсем других факторов (от солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или
отсутствия водоемов, животных, съедобных растений).
Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности,
собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости и др. Но их одних нередко оказывается недостаточно для спасения.
Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный водоисточник; замерзают в тундре, не сумев построить
укрытие из снега; погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую
помощь при укусе.
Основа успеха в борьбе с силами природы умение человека выживать.
В биологии, социологии, экономике это слово всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле, обозначая <остаться в живых,
уцелеть, уберечься от гибели>. Однако с развитием и становлением проблемы <человек в
экстремальных условиях природной среды> этот термин приобрел иное значение.
Под выживанием ныне понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в
условиях автономного существования.
Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном
использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения
потребностей организма в пище и воде.
Главный постулат выживания человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если
он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.
Но для этого необходимы определенные теоретические знания и практический опыт.
Отправляясь в дальнее странствие, человек должен иметь представление о физико-географических условиях района предстоящей экспедиции: о
рельефе и водоисточниках, растительном и животном мире, о климатических факторах, которые могут неблагоприятно воздействовать на организм
(холод, жара, солнечная радиация и др.), особенностях этого воздействия и методах защиты. Он должен научиться ориентации на местности по
небесным светилам и другим природным явлениям, распознаванию съедобных растений, добыванию огня без спичек и зажигалки, приготовлению пищи
без кухонной посуды.
Разносторонняя информация, полученная в процессе обучения, и приобретенные практические навыки не только помогут в борьбе с
трудностями, возникшими по тем или иным причинам, но и повысят уверенность человека в своих силах, внушат убежденность в том, что он сможет
справиться с любыми невзгодами, ибо будет знать, что и как надо сделать.
Для неподготовленного человека окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей. Он находится в постоянном тревожном
напряжении, ибо не знает, откуда ждать опасности, а если и знает, то не способен правильно оценить ее степень.
Это состояние может продолжаться от минут до многих суток, и чем менее осведомлен человек об условиях, в которых оказался волею
обстоятельств, тем оно продолжительнее. Таким образом, не менее важная задача обучения - психологически подготовить человека к преодолению
возможной аварийной ситуации, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и
действовать в соответствии с ней.
И все же, как бы хорошо ни был обучен человек методам жизнеобеспечения в условиях автономного существования, каким бы совершенным
снаряжением ни располагал, время, в течение которого организм может противостоять воздействию высоких или низких температур, переносить
отсутствие воды и пищи, зависит от быстроты изменений физиологических функций, от глубины их нарушений и обратимости процессов.
Возможности человеческого организма, как и всего
живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах. Каковы эти пределы? Где находится тот порог, за которым изменения функций органов и
систем становятся необратимыми?
Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшись в тех или иных экстремальных условиях природной среды?
Как замедлить процессы обезвоживания или охлаждения, перегрева или обессоливания? Как продлить предельно-допустимые сроки
автономного существования, отдалив роковую минуту?
В Арктику и пустыни, в тайгу и океан отправляются
ученые, чтобы там, в реальной обстановке, максимально приближенной к условиям автономного существования, ответить на эти вопросы, поставленные
жизнью.
|